Свитки Торы нуждаются в нашей помощи
Djc.com.ua
Национальный Сойферский Центр, работающий в Днепропетровске, восстановил программу спасения и реставрации исторических Свитков Торы для еврейских общин постсоветского пространства. На сегодняшний день на попечении центра находится пять таких свитков нуждающихся в реставрации и «возвращении к жизни».
Программа «Спасения Свитков Торы» работала начиная с 2005 года. Представители Национального Сойферского Центра выезжали в еврейские общины, где хранились некошерные Свитки, выкупали поврежденные Свитки у местных жителей и зачастую о многих из этих операций по возвращению еврейских святынь еврейским общинам, даже сейчас нельзя рассказывать детали и подробности.
Учитывая тяжелое материальное положение малых общин часто применялся принцип «две за одну»: Центр брал два поврежденных Свитка, один восстанавливал безвозмездно и передавал общине, а второй оставлял себе и уже на него находил спонсора, который компенсировал затраты на восстановление обоих Свитков. Таким образом, один Свиток возвращался в родную общину, а второй обретал новую жизнь в еврейских общинах или еврейских организациях, не имеющих средств купить новый и вести полноценную Б-гослужение.
Именно так появились Свитки Торы в общинах Луганска, Мариуполя, Сум и других городов Украины, в молдавских Бельцах и Кишиневе, в иешиве-ктана и еврейской школе Днепропетровска и во многих других общинах Украины. В рамках этой же программы были восстановлены исторические Свитки для Ужгорода и Староконстантинова и многих других городов (подробные истории об этих Торах можно найти нашем сайте и на других еврейских ресурсах).
Программа была приостановлена, так как казалось, что она выполнила свою роль. Однако, как выяснилось, ее работа нуждается в продолжении и сейчас Национальный Сойферский Центр и его руководитель раввин Реувен Марголин ищут спонсора для реставрации пяти Свитков, каждый из которых имеет свою неповторимую историю. Один был куплен Реувеном Марголиным лично у маленькой еврейской общины, представители другой безвозмездно отдали непригодный для Б-гослужения Свиток с просьбой восстановить его и передать в общину, где есть миньян. Третий совсем недавно был подарен в общину зарубежными спонсорами, но уже нуждается в реставрации и исправлении. Четвертый порвался во время Б-гослужения. А пятый был найден во время ремонта дома, и нееврейская семья продала его еврейской общине.
Восстановление Торы огромная мицва, Главный раввин Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэль Каминецкий сравнил ее с воскрешением мертвых, ибо евреи знают, что у кошерного Свитка есть душа и он может даже быть «десятым» при нехватке одного человека в миньяне. Однако процесс реставрации трудный, длительный и дорогостоящий, хотя и обходится намного дешевле, чем написание новой Торы.
Вначале один из сойферов Центра проводит первичную органолептическую экспертизу Свитка, отмечая в особом формуляре все его дефекты, затем за дело берется сам Главный сойфер: «Прежде всего, важно исследовать запах Свитка или, как это называется в научной терминологии, провести хеморецепцию - говорит раввин Реувен Марголин, - ведь по запаху можно многое узнать об условиях его хранения и внутренних дефектах пергамента. Если запах сырой и болотистый надо, прежде всего, просушить Свиток, но сделать это так, чтобы не повредить окончательно структуру кожи и не сделать Свиток непригодным для восстановления.
Свитки Торы должны храниться вертикально, с соблюдением особых условий. Вот почему мы категорически против хранения Тор в архивах и музеях, они там не умеют их правильно хранить, Свитки разрушаются и приходят в негодность. Свиток Торы следует высушивать в специальном вытяжном шкафу при особой температуре, не сильно скрученным, но и не расправленным, в вертикальном положении, только этот, не самый сложный процесс занимает несколько месяцев».
Затем наступает черед грунтовки поверхности специальным составом. Много веков в состав грунтовки входила известь или мука, ее секрет хранился сойферами в тайне, сейчас применяются современные высокотехнологические составы, позволяющие добиться лучшего результата и качественно подготовить верхний слой пергамента для ювелирной работы сойферов. Затем сойфер-реставратор исправляет необходимые буквы и знаки, одну за другой в соответствии со специальными правилами и процедурами, придерживаясь той технике сойферского шрифта, которым написан данный Свиток. Это очень долгий и кропотливый процесс, требующий высочайшей квалификации, особого внимания и мастерства.
После того, как вся работа сойфером сделана, на Свиток должен быть нанесен особый состав, который закрепит буквы, не дав им осыпаться. Секрет этого лака, также когда-то передавался из поколения в поколение, и в его составе теперь тоже присутствуют достижения современной химии, но и частица души сойфера тоже присутствует, как и в лаках, которыми покрыты скрипки великих мастеров.
Только после этого главный сойфер приступает к ликвидации больших и малых физических повреждений пергамента, заделываются дыры, вставляются латки, иногда даже весьма значительные.
Далее, в зависимости от условий, листы пергамента либо сшиваются вновь, реставрируются деревянные сердечники, к которым прикрепляются концы Свитка, и Свиток к ним пришивается, после чего Тора отправляется на компьютерную проверку, а иногда отдельные листы пергамента сначала проходят компьютерную проверку, а лишь потом сшиваются вместе и прикрепляются к деревянным ручкам.
После того, как компьютер со специальным программным обеспечением подтвердил, что все буквы находятся на своем месте, наступает черед главной проверки – Тору внимательно просматривает сойфер, причем обязательно не тот, кто Тору восстанавливал. И только после этого Свиток можно считать кошерным и возвращенным к жизни.
«Кроме того, существует множество нюансов, ведь мы имеем дело с весьма древними Свитками, чаще всего им лет 150, а то и больше, - говорит раввин Реувен Марголин, - а тогда не было стандартизации, принятой в софруте теперь. Сейчас есть несколько основных типов, распространенных в мире, в каждом из них определенное количество слов в столбце, строке, определены размеры столбца, количество букв на каждом листе пергамента, да и сами листы стандартного размера. А раньше каждый Сойфер применял свою методу, и хотя Торы всегда идентичны и являются копиями Того Свитка, и не зря мы говорим «Вот Тора, которую получил Моше на горе Синай», исполнение этих Свитков весьма отличалось. Соответственно, восстанавливая их приходится учитывать все эти нюансы».
Сейчас Реувен Марголин надеется, что найдутся те, кто возьмет на себя мивцу возродить Торы, воскресить их, кто даст возможность обрести эти Свитки тем общинам, которые в них отчаянно нуждаются. «Это огромное дело и гигантская заслуга, - говорит он, - ведь каждая буква в Торе – это целый мир подобный человеческой жизни и, спасая один Свиток, восстанавливая его кошерность, мы как бы возвращаем 365 000 душ к жизни и это зачитывается в заслугу именно тому, кто оплатил восстановление Свитка. Спешите делать такую великую мицву!»
21.10.2010 13-21
|