Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Цдака
  Израиль
  Ближний Восток
  Культура
  Интервью
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


август
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21
28
1 8 15 22
29
2 9 16 23
30
3 10 17 24
31
4 11 18 25



  Подписка:



  Партнеры:

Карта Киева

Booked.net


  Реклама:









Израильский культурный центр приглашает вас на открытие выставки "ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ ИВРИТА" Семинар-Шабатон в Одессе Раввин: британское общество утрачивает ориентиры В Израиле начался новый учебный год - 2,1 миллиона детей пошли в школу Сэлинджера вытащили из стола Вся лента новостей

   
      сегодня: 27.08.2013, вторник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Израиль:  

Еврейское большинство

Jewish.ru

В лексиконе современных израильтян имеется слово, услышать которое можно из уст представителей всех социальных групп и по отношению к чему угодно. Вот только употребляющие его могут при этом подразумевать вещи диаметрально противоположные.

Житель Северного Тель-Авива, по ошибке заехав вместо кинофестиваля в иерусалимской Синематеке на улицы Меа-Шеарим, презрительно скривит губы: заповедник галута. «Ой-вей, тате, голус», — взмолится житель Меа-Шарим, увидев «парад гордости», шагающий по святому городу Иерусалиму. Без дополнительных объяснений понятно, что они говорят о разном. Но, похоже, приближается момент, когда две эти концепции галута найдут точку соприкосновения.

Про первую из упомянутых концепций галута (дословно — изгнания) и избавления из него знают все. Евреи — народ, почти два тысячелетия живший на чужой земле, — обрел возможность вернуться на свою родину, приобрести политическую самостоятельность. Если проблемы евреев вытекали из их положения гостей в чужих странах, и ни формальное равенство в правах, ни отмена ограничительных законов этих проблем не решили, то понятно, почему лишь политическая независимость должна, по мнению сионистов, принести избавление, а слово «диаспора» в их устах стало синонимом галута. Все, связанное с диаспорой, воспринималось на заре создания еврейского государства или негативно, или очень утилитарно. Живешь в диаспоре — давай деньги на Израиль, голосуй за международную поддержку. Веришь в Тору — найди в ней подтверждение нашей связи с этой землей; Танах важен лишь в качестве истории Земли Израиля и независимого государства; Ханука — праздник военной победы; рабби Акива — духовный вдохновитель национально-освободительного восстания; Вавилонский Талмуд важен постольку, поскольку говорит о Земле Израиля, а в остальном он — продукт обреченного на забвение галута.

С другой точки зрения, галут после создания Государства Израиль не только не отступил, а даже перешел в наступление. Ведь с точки зрения религиозного еврея изгнание — это прежде всего изгнание Шхины, Б-жественного присутствия в мире. Присутствие это выражается в том, что каждое из творений функционирует, как ему предписано Творцом. Для еврейского народа жизнь в Земле Израиля, при условии выполнения заповеданного Торой и постижения глубины Б-жественной мудрости, является нормой. Еврей живет в Израиле, постоянно ощущая, что находится на земле, с которой «Всевышний не спускает глаз с начала года и до его конца». Предназначение Иерусалимского Храма — стать центром раскрытия в мире планов его Творца. Все человечество благодаря этому станет жить в мире и гармонии, реализуя духовный потенциал каждого из людей. Разумеется, это картина идеала, который человечеством еще никогда не был достигнут. Но построение и функционирование Иерусалимского Храма было важным этапом на пути достижения этого идеала, который в очередной раз оказался недостижим из-за человеческого несовершенства. Храм был разрушен, а евреи — изгнаны из своей Земли. Вавилонское изгнание было недолгим, но не все евреи вернулись из него, вследствие чего Второй Храм, при всем своем великолепии, не достигал духовного совершенства Первого Храма. Таким образом две концепции галута различаются не только трактовкой изгнания, но даже его датированием. Не случайно в еврейском календаре важное место занимает 10 тевета — начало осады Иерусалима во времена Первого Храма и точка отсчета бед галута. Понятно, что с этой, второй (традиционной еврейской) точки зрения, возвращение в Палестину евреев, в своем большинстве отказавшихся от соблюдения Торы и заповедей, и создание государства, руководимого социалистической антирелигиозной партией, воспринималось не как выход из изгнания, а как многократное усиление духовного галута и отдаление будущего избавления.

Таковы вкратце две радикально противоположные точки зрения на галут. В действительности между этими крайностями существует почти непрерывный спектр мнений.

Кто-то видит исполнение пророчеств в возвращении еврейского народа на свою землю перед грядущим избавлением. Кто-то — признаки преобразования общества в расцвете изучения Торы на Земле Израиля. Для других в политической независимости еврейского государства проглядывает будущее царство Мессии. Сторонник решения проблем евреев путем создания собственного государства может признать в идеологии Торы педагогический потенциал для воспитания граждан, а то и серьезный аргумент для отстаивания своих прав во внешней политике.

Не последнюю роль в смягчении крайних точек зрения сыграла реальность. Евреи — народ жестоковыйный и готовый отстаивать свою точку зрения до последнего аргумента, но привыкший считаться с фактами. А факты налицо: Израиль прошел путь от страны, которая была на грани присоединения к коммунистическому блоку, где детей религиозных репатриантов заставляли работать в субботу, через правление премьер-министра Бегина, который не стеснялся говорить «с Б-жьей помощью», к государству, в парламенте которого каждая уважающая себя еврейская партия должна иметь раввина в числе депутатов. Картина далека от идеальной танахической, но политический Израиль перестал быть противником Израилю духовному, и современный баланс их отношений находится где-то между сотрудничеством и партнерством.

На данный момент в Израиле проживает более 6 миллионов евреев, и с каждым днем их становится больше. Оценка общего количества евреев в мире колеблется от 13,5 до 15,5 миллионов, но за пределами Израиля убыль из-за ассимиляции и низкой рождаемости значительно превышает естественный прирост. По оценкам демографов, через два-три года официальная статистика заявит нам, что в Израиле проживает более половины евреев всего мира. Разумеется, нас ждут ожесточенные споры о точности подсчетов, о том, кто еврей, а кто нет, но статистика вещь упрямая. Когда большинство евреев будет проживать на Святой Земле или иметь израильское гражданство (разница между этими группами — это еще один поворот темы в будущем обсуждении), это внесет немалые изменения в символику изгнания и избавления.

Оба проекта выхода из галута имеют уязвимые места. Национальное государство, на территории которого живет меньшая часть нации, вызывает серьезные вопросы. Так ли оно соответствует поставленным перед ним задачам, да и нужно ли оно, если большинству народа оно не пригодилось? Государству меньшинства нужно постоянно оправдывать свое существование, доказывать, что именно оно представляет весь народ, а мнение тех, кто им пренебрег, не имеет веса. В этом заключается одна из причин напряженности между Израилем и еврейскими общинами за его пределами, которая была особенно заметна в первые годы существования государства. В отношении израильтян к евреям диаспоры сквозит некий комплекс неполноценности, стремление доказать другим и себе правоту собственного выбора. По мере же приближения доли израильтян в общем количестве еврейского населения мира к 50 процентам отношения между Израилем и диаспорой становятся все спокойнее и уравновешеннее, все отчетливее проговаривается израильскими политиками формула «еврейское государство», заменившая не выдержавшие проверку временем клише «лекарство против антисемитизма» или «безопасное убежище для евреев».

Преодоление отметки в 50 процентов будет иметь не менее заметное влияние и на «религиозный проект избавления». Земля Израиля свята, как обещанная Всевышним праотцам еврейского народа, Аврааму, Ицхаку и Яакову. Эта святость является общепризнанной во всех монотеистических религиях. Но есть другая, специфически еврейская, святость этой земли, которая выражается в связанных с ней особых заповедях, в законах обращения с ее плодами, ее сельскохозяйственной обработкой и т.п. Так вот, эта святость напрямую зависит от присутствия всего еврейского народа на этой земле. А поскольку именно большинство может представлять весь народ, то формальный переход через 50-процентную отметку изменит и статус народа, и статус земли.

Здесь необходимо учитывать множество деталей, поскольку для исполнения значительного числа законов требуется не только определенное количество евреев, но и представительство всех колен — что на сегодняшний взгляд кажется нереальным. Но еврейские умы не сдаются. На днях в Иерусалиме группа талмудистов назвала себя «Институтом Юбилея». Знакомое всем слово означает на иврите вовсе не круглую дату, а пятидесятый год, определенный Торой для восстановления социальной справедливости в обществе. Этот закон как раз относится к числу тех, для выполнения которых еврейский народ должен находиться на своей земле.

Для обоих проектов избавления отметка 50 означает, образно говоря, переход к действующей версии. Больше не будет необходимости подниматься на цыпочки и раздувать щеки, можно будет, не опасаясь охладить энтузиазм, сказать: то, что вы видели раньше, было бета-версией Земли/Израиля/еврейского государства. Вот теперь все начнется по-настоящему.

10.07.2013 09-37





  Также в рубрике:  
27.08.2013 10-44
В Израиле начался новый учебный год - 2,1 миллиона детей пошли в школу


27.08.2013 10-11
В Израиле не ждут сирийского ответного удара


27.08.2013 10-07
Пятая часть евреев Израиля хотят видеть Палестину в Иордании


27.08.2013 10-03
Израильские переговорщики с палестинцами не могут договориться даже между собой


27.08.2013 09-35
Стену Плача очищают от записок


23.08.2013 10-19
Конкурс красоты среди переживших Холокост напомнит об их бедственном положении


23.08.2013 10-16
Израиль орошает мир


22.08.2013 11-06
БАГАЦ распорядился снести 30 домов в Амоне


22.08.2013 10-26
Новый советник Нетаниягу по вопросам национальной безопасности – заместитель главы "Моссада"


21.08.2013 10-18
Сколько репатриантов в боевых частях и чем ''русские'' похожи на ''эфиопов''?



пятница
30 августа
19 : 29
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2009 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: Network-ASP