Карта памяти
forumdaily.com
В конце мая на территории Беларуси режиссер Борис Мафцир начинает съемки документального фильма «Карта памяти». До отъезда на съемки он ответил на несколько вопросов.
– С какого момента тема Холокоста стала «больным нервом» вашего существования в кино?
– За долгие годы работы в документальном кино я участвовал в создании почти 40 фильмов на тему Холокоста. Когда я был руководителем израильской студии документальных фильмов, даже было принято решение, что минимум 2–3 раза в году мы делаем фильмы, связанные с этой темой. Но все же тема фильмов о Холокосте оставалась одной из многих.
Мое внутреннее изменение, в результате которого эта тема стала своего рода обсессией, произошло в течение последних семи лет, когда я руководил проектом в «Яд ва-Шем» по документации и увековечению памяти о евреях, уничтоженных на оккупированных территориях бывшего СССР.
За эти годы я посетил десятки мест, встречался с сотнями свидетелей поколения войны. Все чаще и чаще сталкивался с тем, что израильтяне имеют очень слабое представление о масштабах Холокоста советских евреев; подавляющее большинство не знает о том, что почти половина погибших в Холокосте — это советские евреи.
Когда я рассказывал о нашем проекте своим близким и знакомым, как правило, людям образованным и информированным, то почти всегда натыкался на вопросы: почти половина погибла в Советском Союзе? Более 2 000 акций?!
Я не могу вернуть десятки лет забвения из-за непризнания советской властью трагедии Холокоста. Но я могу попытаться рассказать о том, что происходило с 1941 по 1944 год, когда 95% евреев, оказавшихся в оккупации на территории Советского Союза, были уничтожены нацистами и их пособниками.
– Вы задумали масштабную кинопанораму Холокоста на бывших оккупированных территориях СССР и назвали ее «Память неизвестного Холокоста». Вы первый на этой «кинотерритории»?
– Только в последние годы эту тему начали изучать и исследовать более объемно. Есть отдельные документальные фильмы о гетто, о партизанском движении, о праведниках народов мира, о чудом спасшихся в страшные годы войны.
Я собираюсь снять эпопею с целью передать масштабность Холокоста в Советском Союзе. Другими словами, то, что Ланцман сделал для увековечения памяти лагерей уничтожения в Польше, я хочу сделать в память о более чем 2000 мест уничтожения евреев в Советском Союзе.
– У вас уже намечен географический план съемок?
– Первый фильм — о Холокосте в Беларуси. Три фильма о Холокосте в Украине: один — о Западной Украине, второй — о румынской зоне оккупации, третий — о Холокосте в Центральной и Юго-Восточной Украине и в Крыму. Отдельный фильм о южной части России. Еще фильм — о Центральной и Северо-Западной части России и последний фильм — о Холокосте в Прибалтике.
Отдельный фильм будет посвящен сопротивлению в гетто.
– Вы выезжаете на съемки в Беларусь. Кто поможет вам в Беларуси реализовать то, что вы задумали?
– Наш партнер — Государственный видеоцентр Беларуси, и они берут на себя обеспечение съемочного процесса.
– Вы уверены, что соберете необходимые средства для такого огромного проекта?
– Быть уверенным заранее невозможно. Поэтому ограничусь определением «верю» и объясню, почему. Во-первых, весь этот проект — общественный, все фильмы будут доступны в свободном просмотре в Интернете. Естественно, что телевизионные каналы тоже получат возможность показывать и фильм «Карта памяти», и все остальные. Копии всех материалов будут переданы в «Яд ва-Шем».
– Заглянем на пару лет вперед: вам все удалось — фильмы готовы. Какой бы вы хотели увидеть реакцию — и среди евреев, и в местах, где вы снимали, где нас уничтожали?
– Фильм «Карта памяти» действительно будет готов через полтора-два года (может быть, и раньше). Вся антология — даже при идеальном организационном и финансовом раскладе — будет готова только через четыре года.
Моя цель — прежде всего рассказать, как это было, восстановить в силу своих возможностей эту часть истории. Если мне удастся этого достичь, буду счастлив.
– Это задача историка-исследователя. Художник, как правило, надеется изменить отношение людей, их сознание…
– Может быть, это прозвучит рутинно: я ставлю перед собой задачу рассказать. Сам материал: воспоминания свидетелей, места уничтожения, ассоциации — окажет воздействие на зрителей, на каждого по-своему.
Мне трудно определить, какой будет эффект от фильмов, которые пока не сняты и сценарный план которых, кроме Беларуси и румынского сюжета, еще не разработан.
Весь проект для меня — это своего рода поиск. Я определил цель, направление. Но каким путем это будет достигнуто, не всегда известно заранее. Такова судьба документалиста. Всегда надо быть готовым к неожиданностям.
24.05.2013 09-29
|