Создатель Дагестаночки: сын хоть не танцует, но ''Девятку'' изменит
IzRus
Заслуженный артист Дагестана Моисей Шубаев, много лет преподававший в Ашдоде, надеется, что традиция кавказского танца в Израиле не угаснет. И хотя его сын не пошел по стопам отца, по словам Шубаева-старшего, он стал прекрасным продюсером и продемонстрирует это на "Девятке".
В течение многих лет после репатриации заслуженный артист Дагестанской АССР Моисей Шубаев, несмотря на преклонный возраст, продолжал передавать свое искусство израильским детям и подросткам в одном из ашдодских культурных центров. В последнее время он отошел от преподавательской деятельности, но надеется, что традиции кавказского танца в Израиле не исчезнут.
И хотя его сын не пошел по стопам отца, 81-летний Шубаев-старший отмечает, что он стал прекрасным продюсером и вскоре сумеет это продемонстрировать в кардинальных преобразованиях на "Девятом канале".
Моисей, как Вы начали заниматься искусством?
Я родился в Хасавьюрте в 1932 году. На мое решение очень сильно повлияли цыгане... Я провел в их таборе очень много времени, смотрел, как они танцуют чечетку. Это было в 1943 году, они находились в Дагестане в эвакуации. Отец был на фронте, мать тоже уехала, а я все время проводил у них, табор стоял на берегу реки Ярык-су. Я там и начал танцевать с ними, учился у них. Потом с мамой переехал в Каспийск, там много участвовал в самодеятельности. Там меня заметил балетмейстер Василий Иванов, увлекавшийся танцами народов мира. Ему понравилось то, что я знаю танцы цыган, и он решил со мной работать. А в 1953 году меня призвали в армию, в Туркестанский военный округ, закончил танковую школу, стал командиром танка.
Вы продолжали заниматься танцами?
Да, естественно. Я попал в ансамбль песни и пляски Туркестанского военного округа, и даже поставил там свой первый танец. А когда вернулся домой, после службы, то ко мне потянулась молодежь. В то время танцы было основное развлечение. Самой популярной была чечетка-цыганочка. А я умел ее танцевать с детства. Балетмейстер Иванов уходил как раз на пенсию и сказал директору Дворца Культуры в Каспийске, что лучше меня никого нет, и так я начал заниматься хореографией, а потом возглавил Дворец Культуры и руководил им много лет...
А когда Вы стали заслуженным артистом Дагестана?
Это было в 1972 году. Но началось все раньше, в Доме народного творчества в Махачкале, где я тоже работал. Я вообще много ездил по разным районам, искал таланты, проверял уровень местных ансамблей перед конкурсами и фестивалями. Так обо мне узнали многие. В 1968 году пришла депеша из Москвы — меня позвали туда принять участие в программе развития народных танцев со всего СССР. И мне поручили создать танец на движениях, принятых в республике. Я создал два танца, получив по тем временам огромную премию — 500 рублей. И они вошли в книгу танцев народов СССР. Особо популярным стал танец "Дагестаночка". Мы его создали вместе с прекрасным баянистом Юрием Степановым. Танец вошел в моду и так я стал заслуженным артистом Дагестана. А потом внезапно мне предложили продолжить учебу.
В Москве?
Да, в Университете искусств народного творчества. Я поступил в него и закончил заочно. А потом много ездил по стране, популяризовал танцы, создал ансамбль "Дагестаночка", название-то было на слуху. Бывал часто в Москве, меня приглашали на празднования дня рождения (выдающегося аварского поэта и публициста) Расула Гамзатова. У меня, кстати, жена окончила Московский институт культуры, а сын — ВГИК.
А когда вы репатриировались в Израиль?
В 1991 году. Сначала сюда уехал сын, а потом через полгода позвал меня в Израиль. Я репатриировался, поселился в Ашдоде, и какое-то время, пока мог, учил детей молодежь танцам. Могу сказать, что тут увлечение кавказскими танцами - на свадьбах, бар-мицвах молодежи горских евреев - пошло от меня. Я старался передавать традиции, жаль ведь терять такой пласт культуры. Я бы очень хотел, чтобы развитием танцев занималось у нас государство. Это же не только искусство это и весьма значительная физподготовка для молодых людей.
Но сын по Вашим стопам не пошел?
Юрий создал тут сеть газет "Спутник", потом еще несколько изданий, а в 206 году уехал в Москву. Он давно хотел снимать фильмы и в России стал ведущим продюсером очень известного сериала "След". Он работает над сериалом вместе с Александром Левиным, который как раз недавно купил акции "Девятки". Сын будет заниматься всеми изменениями и перестройками на этом канале, у него же очень большой опыт в этой сфере.
15.03.2013 09-35
|