Речь без ретуши
Коммерсантъ
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Судьбы в годы Великой Отечественной войны: письма и воспоминания красноармейцев-евреев", сделанная совместно с Blavatnik Archive Foundation.
Дюжина фотостендов и фототранспарантов с портретами евреев-фронтовиков и несколько плееров с видеозаписями интервью — это, конечно, не столько выставка, сколько презентация Blavatnik Archive Foundation.
Фонд основан в Нью-Йорке в 2005 году Леонардом Блаватником, американским миллиардером и филантропом, уроженцем Ярославля, эмигрировавшим из СССР в 1978 году.
Архив Блаватника собирает документы, относящиеся к истории евреев конца XIX-XX веков, преимущественно Восточной Европы, однако главное его достижение — архивация устной истории: с 2006 года на видео записываются интервью с евреями — ветеранами Второй мировой войны, сейчас в коллекции уже более тысячи таких видеомемуаров.
Устная история — метод, крайне неприятный для поклонников больших исторических нарративов, поскольку разрушает привычную академическую картину прошлого, где "маленькому человеку" отводится всего лишь роль стаффажа.
Понятно, что большинство из 500 тыс. евреев, которые воевали с гитлеровцами в рядах Красной армии, сегодня уже не проинтервьюируешь, но даже те немногие интервью, которые можно прослушать в Еврейском музее, вносят некоторый диссонанс в слаженное звучание победно-майских фанфар.
Так, никто не жалуется на антисемитизм, но многие говорят, что более всего на войне боялись показаться трусами, ведь однополчане были уверены, что все евреи отсиживаются в Ташкенте.
Перед открытием выставки журналистам продемонстрировали оригинал легендарного снимка Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейхстагом": негатив и авторский отпечаток были переданы в дар Еврейскому музею предпринимателем Романом Троценко.
В оригинальной версии этой постановочной фотографии, впервые выставленной только в 1995 году, видно все то, что не было пропущено в печать цензорами и подверглось редактуре. В оригинале безоблачное, а не покрытое тучами для пущего драматизма небо, самодельное, еще не подретушированное знамя и ужаснувшая тассовских редакторов деталь — двое часов на руках солдата, поддерживающего водружающего знамя Алексея Ковалева.
Устная история Великой Отечественной в архиве Блаватника имеет такой же незаретушированный и непричесанный вид
16.05.2013 11-53
|