Анатомия еврейского геноцида на Украине
JPost
Издательство университета Индианы и американский Музей Холокоста выпустили книгу «Шоа на Украине: история, свидетельства, память».
Это обширное исследование началось на летнем семинаре американского Музея Холокоста в 1999 году. С тех пор его редакторы - житель Берлина Рэй Брендон, историк, бывший редактор английского издания немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, и Уэнди Лоуэр из университета Людвига Максимилиана в Мюнхене, автор книги «Строительство нацистской империи и Холокост на Украине» - искали дополнительную информацию у международных специалистов, занимающихся исследованиями в этой области.
Они показали, как провалился грандиозный план Гитлера по переселению на Украину 10 миллионов немцев и создания там для них «рая», в ходе строительства которого более 1,5 миллиона евреев были ограблены и убиты.
Лоуэр описал, как нацисты разработали план по эксплуатации украинских природных и человеческих ресурсов. Они были твердо убеждены в том, что это необходимо для обеспечения будущего рейха и продовольственного снабжения вермахта. И так как на территории Украины проживало больше всего евреев, их необходимо было уничтожить как можно скорее.
Этот план положил конец надеждам украинцев на независимость, что не помешало им сотрудничать с оккупационным режимом, по крайней мере, когда речь шла о грабеже и убийстве евреев.
Гитлер назначил нацистского идеолога Альфреда Розенберга рейхскомиссаром Украины. При поддержке нацистской верхушки Розенберг опирался на специально обученных комиссаров - «знаменосцев немецкой нации». Это были не бюрократы, а диктаторы, управляющие с помощью кнута и пистолета, которые они держали на рабочем столе в часы приема. Если кто-то из них становился «слишком мягким», остальные быстро устраняли его. Маргиналы, авантюристы и карьеристы превратились в правителей колониального типа и решали, кто должен жить, а кто умереть.
Подробная история района Житомира являет собой пример такой «колонизации». Дитер Поль из Мюнхенского института современной истории описывает первые массовые убийства евреев айнзац-группами при поддержке украинских вспомогательных частей, сопровождавшиеся запланированными, систематическими грабежами и погромами в еврейских общинах.
Еврейская жизнь в Западной Волыни с 1921-го по 1945 год в целом, и в деревне Колки в частности, подробно описана Тимоти Снайдером из Йельского университета. Евреи, украинцы и поляки не испытывали горячей любви друг к другу. Каждая община жила в соответствии с собственными представлениями. Поляки хотели сделать округу польской; украинцы боролись за свою независимость и были более других ответственны за происходящее насилие.
Советская оккупация в сентябре 1939 года предоставила евреям относительную безопасность и новые возможности, но вторжение Германии в июне 1941 года превратило их жизнь в ад.
Франк Гольчевски из Гамбургского университета рассматривает Галицию как конкретный пример германо-украинских отношений. Украинцы знали, что немцы их обманывают, но это не мешало им служить в некоторых немецких военных подразделениях, грабить и убивать евреев. Украинские вспомогательные войска часто привлекались к самым кровавым задачам, и их содействие нацистам стало значительным вкладом в геноцид евреев.
Деннис Делетант из Лондонского университетского колледжа исследует депортацию евреев из Бессарабии и Буковины в Приднестровье, которое Румыния оккупировала после союза с Германией. Приднестровье стало могилой для 250 тысяч евреев, основных жертв румынского диктатора Иона Антонеску и его заместителя Михая Антонеску. Оба были за «этническое очищение» Румынии, за Румынию без славян и евреев, и за общую границу с нацистской Германией.
Только после Сталинградской битвы Антонеску прекратил депортацию евреев и отклонил требование Германии выслать оставшихся румынских евреев в лагеря смерти в Польше.
Андрей Ангрич из Гамбургского фонда по продвижению науки пишет о проекте Магистраль IV (Thoroughfare IV), грандиозном плане Гитлера по строительству автострады через всю Украину для поддержки военных действий и для немецких поселенцев. Вскоре, впрочем, немцы осознали, что необходимое для строительства количество советских военнопленных и евреев набрать не удастся - многие уже уничтожены. Немецкие гражданские власти, сильно нуждавшиеся в рабской рабочей силе, часто безрезультатно пытались убедить СС, что более целесообразно уничтожать евреев с помощью жестокой эксплуатации, голода и истощения.
Мартин Дин, сотрудник американского Музея Холокоста, описывает, как, за немногим исключением, этнические немцы, осевшие в России до Октябрьской революции, охотно служили Гитлеру.
Александр Круглов, писатель из Харькова, представил Брендону и Лоуэру подробную статистику еврейских потерь в критический период 1941 - 1944 годов. Карл Беркхофф из Центра изучения Холокоста при университете Амстердама комментирует историю Дины Проничевой, одной из немногих выживших в Бабьем Яре.
Омер Бартов из университета Брауна в своей работе «Белые пятна и черные дыры» описывает прошлое и настоящее Галиции (историческая область в Центральной Европе, в различное время входившая - полностью или частично, в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Украинской ССР. В настоящее время разделена между Польшей (Западная Галиция) и Украиной. - Прим. пер.). «Белые пятна» демонстрируют пробелы и скудость украинской памяти о Холокосте, а «черные дыры» - выборочное замалчивание прошлого.
«Шоа на Украине: история, свидетельства, память» - основательное, хорошо подготовленное издание. Оно содержит действительно обширный перечень «пятен» и «дыр». Украина почти полностью вычеркнула из памяти свое еврейское прошлое. Например, в городе Косов, где когда-то проживали 2400 евреев, дом, некогда принадлежавший раввину, превращен сегодня в музей памяти Украинской повстанческой армии (УПА), убивавшей евреев. И мы не видим нигде следов стыда или раскаяния.
Горькие воспоминания и призрак Холокоста висят над еврейско-украинскими взаимоотношениями. Однако тот факт, что 1200 украинцев были награждены музеем «Яд ва-Шем» званием «Праведник народов мира», доказывает, что, должно быть, было еще много украинцев, помогавших евреям скрываться от нацистов. Но только полное признание тревожащих фактов прошлого и полное уважение к памяти о бывших еврейских общинах может, как минимум, открыть новую страницу в еврейско-украинских взаимоотношениях. Возможно, книга послужит путеводной нитью в этой области.
08.12.2008 22-19
|