Выставка, от которой щемит сердце
Голос Украины
11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
«С болью в сердце помним» — такая выставка открылась в Государственном архиве Ривненской области.
— У нас есть документы, которые подтверждают существование в Ривном во время оккупации лагерей для военнопленных. Немцы не оставили списков тех, кого удерживали здесь и кого уничтожили. А как раз в наш архив обращаются родственники узников. Первыми документами, подтвердившими факт существования этих лагерей, были протоколы опроса свидетелей оккупации, которые составлялись областной и районными чрезвычайными комиссиями по расследованию преступлений гитлеровских захватчиков в 1944 году. Мы храним документы 26 фондов таких комиссий, — рассказывает заместитель директора архива Галина Плахотнюк.
— В фонде Ривненского гебитскомиссариата мы нашли план Шталага 360 (шталаги — стационарные большие лагеря, дулаги — мобильные лагеря, офлаги — лагеря для пленных офицеров). Ривненский шталаг стоял на территории военного городка, на углу тогдашних улиц Немецкой и Дубновской.
Г. Плахотнюк рассказала, что в фонде Ривненской городской управы выявлены списки военнопленных, но только тех, которые привлекались к работе при городской управе, начиная с 20 сентября 1941 года.
Акт о массовом уничтожении немцами жителей и военнопленных в период оккупации нашего города, экспонирующийся на выставке, свидетельствует: в июне 1941 года в Ривном было много военнопленных. Их разместили в трех лагерях. Бараки вмещали не всех, люди вынуждены были оставаться на улице, в холод и непогоду. Среди пленных началась ужасная смертность, особенно зимой 1941/42 года. Только на кладбище на Грабнике (часть города) в 609 братских могилах похоронены более 10 тысяч пленных. Одновременно немцы взялись за массовое уничтожение ривненских евреев.
— Люди до сих пор ищут родных и близких, — рассказывает Галина Плахотнюк. — Жительница Екатеринбурга Маргарита Леонидовна Полякова — дочь офицера, уроженца Перми Леонида Полякова, без вести пропавшего во время войны, через Международную службу розыска Общества Красного Креста (г. Арользен, Германия), узнала, что ее отец 8 августа 1941 года попал в плен и находился в лагере в Ривном, где якобы умер в 1942 году. И женщина сразу отправилась в далекую дорогу в Ривное.
Свидетельствуют архивы
Каждый день по 50 человек привлекались к уборке города и ремонту национализированных домов. Пленные получали продукты, хоть и мало. Так, 30 сентября 1941 года на 50 человек выдали семь с половиной буханок хлеба, три ведра картофеля, десять луковиц, а уже 1 октября — шесть буханок хлеба и больше ничего.
11.04.2013 09-26
|