Память у всех разная...
АЕН
На привокзальной площади Кишинева установлен монументальный бронзовый памятник жертвам депортаций "Поезд боли", весящий более 15 тонн, но установка памятника расколола молдавское общество.
Три метра в высоту и 12 метров в длину – таковы параметры одного из самых больших и "тяжелых" памятников столицы. Композиция представляет собой фигуры тесно прижавшихся друг к другу людей, вереница которых сливается, образуя поезд, символически "превращаясь" в детали поезда, колеса, болты и т.д.
Несмотря на широкую кампанию, ознаменовавшую установку памятника, как "символа тоталитарного советского режима, истреблявшего молдаван" - самого пафосного в новейшей истории Молдавии - мнения по целесообразности его появления резко разделились.
Многие историки, деятели культуры, политики высказались по этому поводу в социальных сетях.
Так заместитель председателя Ассоциации бывших узников гетто Иосиф Белоус отметил, что: "Возле села, где я родился, погибло 11 тысяч евреев….
Лучше бы было вспомнить о том, как фашисты в годы Второй мировой войны уничтожали здесь евреев, цыган – 50 тысяч цыган было уничтожено только под Балтой.
Городские власти сейчас подняли на щит тему депортаций - чтобы разделить ещё больше общество".
Историк, публицист, директор издательства "Нестор-История" Сергей Эрлих: "В надписи к этому памятнику надо бы сделать уточнение, что сталинским депортациям подверглись представители всех этнических групп, живших в Молдавии.
Я считаю, что нужен памятник всем жертвам государственного насилия в Молдавии XX века. От кишиневского погрома до приднестровского конфликта. То есть, нам нужна историческая память, объединяющая все этнические общины".
Владислав Гросул, историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: "Я считаю, что на въезд в Кишинёв – место для других памятников, этот же - раскалывает общество.
В нём делается упор на необоснованные репрессии - но были же и обоснованные. Как быть с охранниками концлагерей и гетто, которые избивали и убивали людей в Молдове и Украине? Как было не наказать палачей?
Общество сейчас и без того поляризовано. Главные памятники, которые действительно нужны – это те, которые его объединяют…"
Отметим, что известны три разовые депортации из Молдавии в Сибирь и на север Казахстана: пятница – 13 июня 1941 года, среда – 6 июля 1949 года и пятница – 1 апреля 1951 года.
Если первая волна депортаций унесла около 20 тысяч бессарабцев, то вторая (1949 г.) – уже более 35 000, а в начале пятидесятых органы добрались и до иеговистов – выслали 2640 (при плане в 1670).
В четырехтомном фундаментальном труде "Cartea memoriei" (Книга памяти), вышедшем в Кишиневе в 1999–2005 гг., – почти 72 тысячи персоналий с краткими справочными данными (год рождения, населённый пункт, откуда сослан или где арестован, дата и причина репрессии).
Огромный список всё-таки неполон, но и по нему можно попытаться "распределить" пострадавших по национальной принадлежности. В том числе – выделить евреев. Их общее количество среди депортированных бессарабцев оценивается примерно в четыре тысячи.
По иронии судьбы так получилось, что многих евреев депортация 1941 года … спасла от уничтожения, т. к. вскоре Молдавию оккупировали румынские и немецкие фашисты.
Согласно Отчёту комиссии Эли Визеля, в 1940–1941 гг. среди высланных из семи самых крупных населённых пунктов Бессарабии евреи составляли от 32 до 35 % депортированных.
В 1956-м две трети всех высланных вернулись в советскую Молдавию, ещё часть оставшихся в живых обосновались в дальних краях.
После ХХ съезда КПСС наступило время реабилитаций, восстановления в правах. Практика сталинских репрессий была осуждена и руководством страны, и всем обществом ещё в СССР.
29.07.2013 09-44
|