Актер Эммануил Виторган: «Не хочу уходить в нищете!»
www.kp.ua
«Отказать Одессе-маме не могу!»
- У меня еще не было такого количества съемочных дней. Всего два! - улыбнулся Эммануил Гедеонович, дав понять, что интервью уже началось.
- И почему же вы согласились на эти съемки?
- Как вы понимаете, этим не заработаешь. Но отказать Одессе-маме и одесситам не могу! Пребывание в этом городе при любом удобном случае для меня ценно. Ведь мои близкие и родные отсюда родом. Из многочисленных родственников только мои родители уехали из Одессы. Отец окончил Одесский мукомольный институт. Перед войной строил, а во время войны восстанавливал мукомольную промышленность, ведь хлеб был по цене оружия. Мы тогда объездили много городов СССР: Баку, Ставрополь, Астрахань, Ленинград... И всюду считают меня своим земляком. Я с этим согласен. Я благодарен и обязан Баку - рождением, Ставрополю - началом дружбы с мальчиком, родители которого были актерами и от которых я заразился этой болезнью по имени Театр, Астрахани - драмкружком во Дворце пионеров, где занимался по 10-й класс, Ленинграду - театральным институтом…
- Одесских родственников часто навещаете?
- Вот в прошлом году приезжал! Помню, когда школьником проводил в Одессе каникулы, не успевал за два месяца обойти всех родных. На улице Ришельевской жил мой дедушка по папиной линии. А у папы было десять сестер и братьев, у мамы - одиннадцать. Сегодня уже полкладбища моих родных…
Вот и в этот приезд я успел уже навестить племянника, покупался в море. А в детстве так любил Аркадию… Но сейчас там все застроили - я ее не узнаю!
«Мы часто сбрасываемся на гробы творческим людям»
- В этом году 50 лет вашей творческой деятельности. Как будете отмечать?
- Я подготовил моноспектакль «Выход». В нем хочу поблагодарить тех, с кем встречался, работал эти годы. Сам взялся за постановку, а сценарий написал сценарист и драматург Александр Володин, с ним я дружу более тридцати лет.
Спектакль о человеке, который женился, развелся, работал. Но вдруг раздался телефонный звонок, и голос сказал в трубку: «Готовься, твой выход». Странный звонок, странное предложение…
В спектакле будут песни Высоцкого - те, которые я выбрал. Приеду с этим спектаклем «Выход» и в Одессу.
- Вы дружили с Высоцким?
- Мы были знакомы, здоровались. Относились друг к другу с симпатией.
- Вам часто приходится отказывать режиссерам?
- Когда тебе попадается рабочий материал, к которому ты должен дотянуться, это замечательно. Но ведь есть и материал, который нужно вытягивать за уши…
Раньше я никогда не позволял себе соглашаться на роли, которые были мне не интересны. А сегодня иногда соглашаюсь на подобное. Потому что не хочу уходить в нищете. Так что материальная сторона, получается, на первом плане. Мне самому стыдно, но я это делаю, хоть и нечасто. С печалью смотрю на коллег, которых благодарит вся страна, носит на руках за их фильмы и роли, при этом они живут в нищете! Мы часто сбрасываемся на гробы творческим людям. Обидно...
У отрицательных персонажей жизнь более интересная
- После какого фильма вы поняли, что стали известным?
- Я начал сниматься в 1968 году. Был эпизод в фильме «Два билета на дневной сеанс», и затем не было года, чтобы я не снимался в одном, двух, а иногда и трех фильмах.
Фильм, который посмотрела со мной вся страна, - «Кортик». Снимали его в Белоруссии - в Гродно и в павильонах в Минске, а также в Москве. Его режиссер Николай Калинин снял и «Бронзовую птицу», и «Рудобельскую республику» - один из первых моих фильмов.
- У вас роли зачастую отрицательные… Они вам больше по душе?
- Я никогда не отказывался от отрицательных ролей. От положительных - да. Потому что в советские времена положительные герои делали вид, что не знают, как дети появляются на свет. Мне было неинтересно быть таким. А у отрицательных персонажей жизнь такая «мясистая», ее прожить интересно!
Для меня главное - чтобы люди в кинотеатрах, видя ее, понимали, что можно жить по-другому, в добре, а не во зле.
Кого я только ни играл: и зэков, и фюреров... И поражен, как люди за это ко мне и моим героям искренне относятся. И я благодарен им!
Попал в список Путина
- Вам всегда нравятся свои работы на экране?
- Я сдержанно к ним отношусь. Иногда говорю о себе: «Ну зачем надо было его снимать?» В кино ничего не исправишь, как в театре…
- С кем из актеров дружите?
- Дружил с Сашей Абдуловым - познакомились на съемках фильма «Чародеи». А еще с Евгением Леоновым. Сейчас дружу с Валентином Гафтом. Но друзей не может быть много. У меня есть два близких друга, которым я могу сказать все.
- Хобби есть?
- Никакого хобби у меня нет, в отличие от моих знакомых, которые увлекаются охотой, рыбалкой, хотя я прожил много лет на Волге. Я могу, конечно, поехать на рыбалку, но для того только, чтобы посидеть у костра, сварить уху, пожарить мясо и подержать водку в прохладной воде. Но больше нравится поваляться на диване, почитать книги.
- А в политику вам предлагали идти?
- Я слежу за политикой, но не участвую. Приглашали быть лицом партии, но люди моей профессии не должны лезть в политику, мы принадлежим человеку. Они должны быть вне партии и власти.
Я удивляюсь, когда мои коллеги идут в Думу. Но я их не осуждаю. Это их личное дело.
Кстати, я неведомо как попал в какие-то списки Путина, и меня приглашали на все государственные празднества! Посмотрим, как будет при новом президенте...
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Эммануил Виторган родился 27 декабря в 1939 году в Баку. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. С 1984 по 2006 годы играл в Академическом театре имени В.В. Маяковского.
Первой его женой была актриса Тамара Румянцева, с которой они вместе учились в институте. В этом браке у них родилась дочь Ксения. Через шесть лет Виторган женился на актрисе Театра имени Ленинского комсомола Алле Балтер, у них родился сын Максим. А в 2000 году Балтер умерла. В 2003-м актер женился на Ирине Млодик, руководителе театрального агентства.
Сейчас он играет в антрепризах, снимается в кино и воспитывает четверых внуков.
БЫЛО ДЕЛО
Молотком сломали ключицу, а в рукопашной - ногу
- Меня на съемках столько раз калечили! По сюжету фильма «Ларец Марии Медичи» меня убивают молотком. Молоток сделали из поролона. И вдруг он исчез. Тогда взяли настоящий молоток. И актер, не рассчитав силы, во время съемки вломил мне так, что сломал ключицу! А в фильме «Битва за Москву», где я играл комиссара, во время батальной сцены в Брестской крепости сзади на меня напал парень весом около ста килограммов и сломал мне ногу.
Были и смешные истории. Например, всю Испанию в «Благочестивой Марте» снимали в окрестностях Ленинграда. В начале фильма мы с Колей Караченцовым едем на конях и поем «У нас в Испании, у нас в Испании». За один день мы все не сняли. На следующий день приезжаем - коней нет. Оказывается, людям не заплатили, и они не привезли животных. Тогда разъяренный режиссер заявил: «Коля, ты садись на шею директору, а ты, Эммануил, на шею его заму!» Мы сели на шеи, дали нам вожжи. И так мы добили этот кадр, в котором нужно было снять крупный план на лошадях.
24.09.2008 12-13
|