Современная женщина-вамп
MIGnews
Остается только сожалеть, что Ирине Апексимовой не довелось жить во времена Любови Орловой. Она имела бы все шансы стать суперзвездой не меньшего масштаба. Но ей не повезло - расцвет ее актерского дарования пришелся на годы перестройки, когда практически перестали снимать кино, и развалилась система кинопроката. Пришлось показать характер и пробиваться самой.
Не хотите снимать в России? Поеду за границу! И снялась в Голливуде у Филиппа Нойса ("Святой"), а затем в Париже - у Жана Люка Годара ("Эти смешные русские"). Мимоходом на фестивале, получила приз за лучшую женскую роль. Вернулась в Москву, а серьезных ролей - для нее по-прежнему нет. Когда предложили "отметиться" в сериале "День рождения буржуя", она не стала отказываться. Вскоре "мыльная опера" стала культовой, а за актрисой на веки вечные закрепилось реноме удачливой и стальной бизнес-леди, женщины-вамп.
Когда Ирина поняла, что-то разладилось в ее отношениях с родным МХАТом, в котором проработала 12 лет, открыла свое театральное агентство "Бал-аст". В репертуаре ее небольшого коллектива - "Наш Декамерон" и "КарМен". Последний в постановке Романа Виктюка, с фантастическим успехом прошел в Израиле. После одного из спектаклей я и встретилась с актрисой в ее гримерке.
- Как ваши впечатления от Израиля?
- О, вы ставите меня в неловкое положение! На это я должна сказать, что у вас потрясающая страна, что мне у вас очень нравится, что милые люди, замечательный климат и чудное море.
- А разве это не так?
- Наверное, это я и могу сказать. Я ведь не могу сказать израильтянам что-то другое.
- Спектакль "Камрен", который вы привезли в Израиль, был поставлен Романом Виктюком. Как вы относитесь к его творчеству?
- Я обожаю его! Когда режиссер видит тебя насквозь, как рентген, и нажимает на нужные кнопки - это потрясающие ощущения.
- Театральные сны - они вам снятся?
- Да. В МХАТе, за три дня до премьеры "Дяди Вани" меня срочно вводили на роль Елены Андреевны. И там я впервые и, пожалуй, единственный раз в своей жизни, играла блондинку. И мне постоянно снился жуткий сон, что я опаздываю и не успеваю надеть этот дурацкий белый парик. Почему-то без парика я не могла выйти на сцену. И, кроме того, - выхожу на и забываю текст. И этот кошмар мне снился много лет подряд… Сейчас, слава Богу, перестал.
- У вас был незаурядный курс: Евгений Миронов, Владимир Машков… Вы встречаетесь с однокурсниками? Поддерживаете друг друга? Помогаете в творчестве? Например, мог ли бы Машков, как режиссер, предложить роль вам, как бывшей однокурснице? Или вы, как хозяйка театрального агентства, предложить роль Миронову?
- Бывают такие ситуации, но это практически невозможно. И Машков, и Миронов теперь "звезды", и если с ними работать, то это значит - полностью подчиниться их планам. Я этого делать не могу и не хочу.
- Актеры, говорят, не очень практичные люди. Какие у вас отношения с деньгами? Можете ли вы с точностью сказать, сколько у вас денег в кошельке?
- Никогда не знаю! Более того, я не знаю, что и сколько стоит в магазине. Когда мы только поженились с Валерием Николаевым, я пошла в магазин за продуктами, и мне не хватило денег на сметану. Вернулась домой, а он спрашивает: "Где сметана?" Отвечаю: "Мне не хватило денег. Откуда я знаю, сколько она стоит!" Он поразился: "Как не знаешь?!" И тут я взорвалась: "Больше никогда не задавай мне этот вопрос!" И никто никогда мне больше этот вопрос не задавал. Если захочу что-нибудь купить и вдруг обнаружу, что у меня кошелек пуст, значит - перебьюсь.
- После развода с Валерием Николаевым вы самостоятельно боретесь с бытом?
- Нет, уже три года мне это помогает делать мой муж…
- Кто он? Он человек искусства?
- Нет, он, слава Богу, не человек искусства, а его имя… Меня в Москве просто достали с этим вопросом, и я на него не отвечаю.
- В одном из интервью вы говорили, что для вас нет места лучше, чем Москва.
- Действительно, Москва - это мой город. Ну, разве что, если бы зима была покороче и потеплее, было бы лучше. Хочется солнца и лета. Но дело в том, что в Москве климат не играет никакой роли.
- Из Интернета я узнала, что ваша мама - еврейка. Зов предков не чувствуете? Израиль ведь для всех евреев историческая Родина, а ту, откуда мы приехали, мы, "русские" израильтяне, называем "доисторической"…
- Да, мама у меня еврейка, и по здешним законам я считаюсь еврейкой …
- Да, вы имеете полное право на репатриацию в Израиль!
- Но , на самом деле, я не чувствую "зова предков". Гораздо больше на меня воздействует "зов профессии". Где жить - для меня неважно, а главное, чтобы была работа.
- В вашем интервью двухлетней давности вы говорили о том, что Ваша мама живет в Бруклине, а сейчас говорите о том, что она - в Москве… Она вернулась?
- Да. Прожила почти пять лет в Америке и вернулась в Россию.
- И чем она занимается в Москве?
- Она уже пенсионерка, сидит дома и занимается моей дочерью, домашним хозяйством…
- Сын героини повести "Театр" Сомерсета Моэма выговаривает своей матери, что она - это бесчисленные роли и перевоплощения. Была ли она настоящей любящей матерью - или это тоже была игра. Ваша дочка, наверное, еще мала, чтобы задать вам такой вопрос (Даше 9 лет).
- Для меня есть очень четкое разделение между театром и жизнью, и я стараюсь ни в коем случае это не путать. То, что допустимо в театре, ни в коем случае недопустимо в жизни.
- А Даша актерский ребенок? Она путается за кулисами все свободное время?
- Не до такой степени. Она не может со мной все время ходить по театрам, потому что очень занята музыкой, балетом…
- В одном из интервью вы признались, что сами себя красавицей не считаете. Но очень многие люди считают Вас ослепительно красивой. Может быть, дело не в том, какая ты есть на самом деле, а в том, какой тебя видят окружающие?
- Главное - это быть в согласии с самой собой. Дело не в чертах лица, а в том, что внутри. Действительно, встречают по одежке, но оценивают… У человека могут быть неправильные черты лица, но пять минут пообщаешься с ним - и кажется, что красивее быть не может.
- За что вам нравятся мужчины?
- За то, что они мужчины и позволяют мне чувствовать себя женщиной.
- В Интернете я видела много ваших фотографий. На одной вы до умопомрачения напоминаете Марлен Дитрих. Сходство просто потрясающее! Мне кажется, сходство не только внешнее, но и внутреннее. Вы обе - умные, сильные "роковые" женщины…
- Боже упаси! Ну, какая же я роковая!
- Не скажите! И Кармен, и многие другие ваши героини - весьма демонические особы.
- Они - да, но это не я. В актерской профессии внешность определяет роли. Очень редко случается переломить сложившийся у режиссеров стереотип. Для актера, наверное, гораздо важнее иметь "никакую" внешность, на которой можно что-то нарисовать и которую можно изменить. У меня - "характерные" черты лица. Естественно, я не могу играть ни Джульетту, ни Заречную, ни Елену Андреевну... Поскольку я черного цвета, с острыми чертами лица, то на лирическую героиню не тяну. Значит - вамп! Впрочем, зовите как хотите.
- У вас есть кумиры - в прошлом, в настоящем?
- Нет. И никогда не было.
- Ваша антреприза начала репетиции мюзикла "Веселые ребята". Хотите или нет - но вас будут сравнивать с Любовью Орловой. (Хотя, мне лично кажется, ничего общего у вас с ней - внешне уж точно! - нет. Она как раз была классическая русская красавица). Но в данном случае внешность не имеет значения, а важен уровень таланта. Как вы считаете, в этом вы можете с ней тягаться?
- Я собираюсь играть не Любовь Орлову, а роль, которую сыграла Любовь Орлова.
- Ее звездную роль, которая в сознании миллионов неразрывно связана с ней.
- Да, это абсолютно верно. Есть замечательный фильм. Но прошло много времени. И, именно потому, что я абсолютно на нее непохожа, потому, что мы абсолютно разные, я и взялась за этот проект. И не испытываю никаких комплексов по этому поводу. Да, конечно, нас будут сравнивать. Ну и что?
- Вы, сидите на диете, чтобы сохранить фигуру? Или можете себе позволить небольшие слабости?
-Вот вчера я расслабилась и позволила себе, не считать калорий. Мы ездили на Мертвое море, жарили шашлыки на пляже, съели много.
- Что для вас - счастье?
- Счастье, когда с людьми, с которыми играешь спектакль, интересно проводить время и после…
- Что-то я сомневаюсь, что такое может быть в театре, про который даже мы, зрители знаем, что это "террариум единомышленников"…С одной стороны, есть, конечно, великое актерское братство, с другой - вечная борьба за роль.
- Роль не стоит дружеских отношений, но…
- Например, Высоцкий очень ревностно относился к Гамлету, и не мог даже помыслить, чтобы ее играл кто-то другой. И очень долго не мог простить этого своему другу Золотухину - а тот ведь взялся за роль не по своему желанию, а по приказу дирекции…
- Дело не в том, что его лучший друг после него пытался сыграть Гамлета, а в том, что он пытался сохранить тот образ, который создал Высоцкий, влив в него свою кровь, свою энергетику... Поэтому, когда на сцену выходит кто-то другой, пытаясь копировать тебя, это пережить трудно. Это даже хуже измены мужа. Такое ощущение, что тебя имеют сейчас на сцене.
- Насчет "имеют". На днях в одном из интервью Александр Буйнов сравнил концерт с затяжным оргазмом. Актеры на сцене также выплескивают эмоции, отдают энергию…
- С одной стороны это правильно, но сравнивать это с сексом - для меня очень странно. Я не могу, для меня эти два понятия не стыкуются.
- Я, честное слово, не знала, что "КарМен" - это детище вашего собственного театрального агентства. Но, как исполнительница главной роли вы должны репетировать, как продюсер - искать деньги на постановку. Не мешает одно другому? Бизнес-леди Апексимова не мешает Апексимовой-Кармен?
- Во-первых, для того, чтобы сыграть вечером спектакль, совсем необязательно с утра лежать в постели и есть исключительно черную икру, как это делала Кшесинская. Поэтому если мне нужно в этот же день куда-то пойти - мне это ни капли не мешает. А потом, я же не сама "забиваю гвозди и считаю деньги". У меня есть директор, есть другие люди, где каждый занимается своим делом.
- Как по-вашему, жизнь - "интересная штука"?
-Жизнь? Вы знаете, даже если сказать, что она неинтересная, то нет выбора. Жизнь - она и есть жизнь! Бывает, она очень увлекательна, а местами – нудная. Но выбора-то нет.
- В Израиль еще приедете?
- Зовут зимой - опять с "Нашим Декамероном".
- Что вам пожелать? Что вы сами бы себе хотели бы пожелать?
- Давайте сделаем так: то, что я хочу себе пожелать, я себе сама и пожелаю...
- …не делая это достоянием общественности.
- Именно так.
20.05.2003 11-39
|