Семена и всходы антисемитизма
www.2000.net.ua
Одной из отличительных черт Украины, ее несомненным достоинством в сравнении с другими постсоветскими государствами является межнациональный и межэтнический мир, сохраняемый на протяжении всех лет независимости. Взвешенная политика властей и присущая украинскому народу толерантность позволили избежать катаклизмов, не миновавших Россию, Молдавию, Кавказ или республики Средней Азии. Даже из новоиспеченных членов ЕС — стран Балтии — тысячами бежали (либо были выдворены) русскоязычные жители. А сотни тысяч до сих пор пребывают там на бесправном положении. Украина в этом плане — гораздо более европейская и цивилизованная.
Но в последнее время из уст политиков и общественных деятелей, а также на страницах прессы все чаще звучит тема антисемитизма, отдельные проявления которого не могут не беспокоить демократическую общественность. Более того, это уже вышло за пределы нашей страны. Статья в газете «Сільські вісті» (главный редактор — депутат фракции социалистов Иван Бокий) от 30 сентября 2003 г. «Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов», написанная профессором МАУП Василием Яременко, вызвала озабоченность и за рубежом.
А Международный антифашистский комитет, возглавляемый Александром Шлаеном, подал в Шевченковский районный суд Киева и в Генпрокуратуру заявление, в котором требует в соответствии с Конституцией и законодательством Украины закрыть газету «Сiльськi вiстi».
С больной головы — на здоровую...
6 ноября на сайте «Украинской Правды» была размещена статья «Карта антисемитизма в предвыборной игре», в которой автор рассматривает вышеупомянутую публикацию в «Сiльських вiстях».
Журналист «УП» указывает, что статья г-на Яременко (ее мы коснемся ниже) «пестрит» «антисемитскими выпадами», а также отмечает, что эта публикация уже вызвала резонанс за рубежом. Посетовав, что такой материал напечатан в «...одной из самых влиятельных газет оппозиции, близкой к Александру Морозу», и мимоходом бросив, что «иногда и небольшая группа экстремистов может спровоцировать конфликт с непредсказуемыми последствиями», главную опасность автор все же усмотрел не в том, что статья задевает национальные чувства евреев (да по большому счету — и украинцев, которые преимущественно довольно толерантный народ), сеет раздор в обществе и провоцирует люмпенизированные элементы, а в том, что существует возможность «...использования властью антисемитской публикации против Мороза и «Сільських вістей»». (Как уже сказано, этим «трудом» заинтересовалась не власть (к сожалению), а Международный антифашистский комитет).
Автор даже целый раздел озаглавил «Как это будет использовано?» В частности: «...проблема заключается в том, что те, кто выступает в защиту украинского языка и культуры, ассоциируются в общественном мнении в первую очередь с «Нашей Украиной» и БЮТ.
Следовательно, если антисемитские выпады будут раздаваться от людей, которые претендуют на звание украинских патриотов, это отразится и на Ющенко».
Приводит журналист «УП» и пример «провокативного» поведения властей: «Например, в одну из теледискуссий от «Нашей Украины» пригласили Тягныбока из маргинальный Социал-национальной партии. Почему именно его? А потому, что он известен своими радикальными заявлениями, и зрителя можно этим попугать».
Казалось бы, чего проще — не включать в партийные списки лиц, известных «своими радикальными заявлениями». Но если уж такие политики в списках появляются, это, естественно, характеризует и того, кто их составлял — а как иначе? Вероятно, было бы намного хуже, если бы от общества скрывали правду, в т. ч. истинное лицо членов команды и соратников того или иного популярного политика.
Очевидно, здесь налицо ситуация, которую народная мудрость определяет как «перекладывать с больной головы на здоровую». И в последнее время мы уж слишком часто наблюдаем подобное. Какой-нибудь политик, принадлежащий к вполне определенной партии или блоку, опускается до сомнительных высказываний или умозаключений, а когда ему на это указывают, он либо его ближайшие соратники начинают кричать о провокациях: мол, оппоненты хотят бросить тень на светлое имя партии...
На самом деле задача журналистов — своевременно обращать внимание на болевые моменты, чтобы пресечь возможные трагедии в самом зародыше.
Семена...
Цитировать все пассажи профессора Яременко нет возможности — его статья по объему занимает две полосы формата А2. Поэтому приведу лишь некоторые.
Скажем, ставит Яременко «проблему» «читачеві — до роздумів»: почему «грецька національна громада в Україні більша за єврейську», а вот «у Верховній Раді, в українському уряді, в адміністрації президента» соответствующим образом не представлена? Но Яременко не ждет, пока читатель самостоятельно додумается, — он предлагает готовый ответ: «Секрету «чому», власне, й немає — він у різних фінансових можливостях. Греки, як і українці, народ обікрадений. Культура самих греків не дозволяє красти, грабувати». Из чего сам собой напрашивается вывод, что культура евреев только и зиждется на кражах и грабежах.
Яременко повторяет давний прием антисемитов — поднимает надуманную «проблему пропорциональности», точнее — пытается заострить внимание на непропорциональном присутствии евреев в той или иной сфере деятельности или общественной жизни. Цель — создать у населения впечатление о еврейском «засилье», о нарушении прав других национальностей евреями.
Однако следует разобраться: в чем состоит равноправие? В пропорциональности (одинаковом проценте политиков, бизнесменов или писателей у всех народов)? Конечно нет! Равенство людей заключается в том, что права отдельного человека никак не зависят от его национальности...
Яременко предупреждает: «Як і в минулі віки, єврейство сьогодні прагне панувати, та вже й панує над українським народом, і збагачуватись за його рахунок...»
«Українці повинні знати, що інформаційний простір України цілковито в єврейських руках і що всі ми споживаємо інформаційну й духовну продукцію із єврейської ідеологічної кухні».
И «уже прозвучали голоси обурення, що, порушуючи закон, єврейські олігархи в Україні мають по три і більше телеканалів в одних руках». Уж не г-на ли Томенко, подававшего запросы в Антимонопольный комитет по поводу концентрации СМИ в олигархических руках, имеет в виду гн Яременко, когда пишет про «голоси обурення»?
А вот и «нова проблема», поставленная профессором, — «уроки єврейського Голокосту в українських школах». Возмущает г-на Яременко тот факт, что учитель истории должен отмечать «особливу жорстокість фашистів щодо євреїв».
Вряд ли профессору не известно, в чем заключалась особенность фашистского подхода к евреям. Действительно, в абсолютных числах потери русских, украинцев или поляков в годы Второй мировой войны сопоставимы с количеством евреев, погибших от рук нацистов. Но если славяне имели хоть какую-то возможность спастись — приняв «новый мировой порядок» по гитлеровскому образцу, или, например, путем сотрудничества с оккупантами, то для евреев и цыган была уготована одна-единственная дорога — в газовую камеру, безо всяких шансов на спасение. И только за то, что они — евреи (цыгане).
Более того, пытаясь придать дополнительную остроту, Яременко переводит «проблему» в бинарную плоскость «или — или»: «чекай, Україно, нового предмета, очевидно, знову за рахунок скорочення кількості годин на українську мову, літературу, історію». Т. е. читателю предлагается мыслить антитезами: или изучение холокоста, или изучение украинского языка, литературы, истории. Странная, мягко говоря, постановка вопроса.
А вот и предложение профессора Яременко министру образования Кременю: «...звертаюся до Вас із пропозицією ввести в шкільну програму курс українського Голокосту і Геноциду з метою, визначеною Щупаком І., «формувати національну самосвідомість та історичну пам'ять», щоб кожен учень знав, що в 1932—1933 роках мільйони українців були заморені голодом, організованим євреями з помсти: що в 1937—1938 роках нові мільйони українців були знищені НКВД, яке на 99 відсотків складалося з євреїв і було кероване лідерами сіонізму».
Вот эта последняя фраза — о голодоморе, устроенном евреями в Украине, уже звучала даже с трибуны Верховной Рады. И произносивший ее депутат от «Нашей Украины» Василий Червоний не зря ссылался на «научные источники». «2000» обращали внимание на выступление Червония на слушаниях по голодомору.
Недавно в редакцию пришло письмо от Я.Загоруя (опубликовано в «2000» 17 октября), который советует мне «почитать или хотя бы пролистать» книгу Ю.Шаповала «ЧКГПУНКВД в Україні: особи, факти, документи».
Вероятно, по мнению Загоруя, «почитав или пролистав» указанное сочинение, я должен был лично убедиться, что сказанное Червонием соответствует истине.
Но в чем можно убедиться, читая подобные труды? В наличии евреев среди руководства ЧК-ГПУ-НКВД? Так это не новость. Еще в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын перечислял фамилии (значительное число которых — еврейские) руководителей советских карательных органов и начальников лагерей.
Дело ведь совсем в другом — используя такого рода данные, некоторые «исследователи» выводят тенденцию, делают обобщения вроде «метою цього злочину (голодомора. — Авт.) було «принесення українців у жертву як християнського народу» та «звільнення Руси — України від українців» (В. Червоний, 12 февраля 2003г., ВР). И выходит, что за злодеяния отдельных лиц (вне зависимости от их количества) ответственность возлагается на весь народ. К слову, «Архипелаг» Солженицына вовсю использовали русские шовинисты и антисемиты.
Более того, есть и «труды» израильских шовинистов, которые прославляют, например, Лейбу Бронштейна (Льва Троцкого) как «великого сына еврейского народа» за то, что уничтожил много русских. И что? Следует кричать «Эврика!» и указывать пальцем — дескать, сами признались?! Нет, ведь стиль подобных авторов не является нормой для евреев, так же как стиль Яременко — для украинцев.
Профессор Яременко пишет о якобы 99% евреев, засевших в НКВД и вершивших свои «темные дела». А вот экс-глава союза писателей СССР Владимир Карпов пару лет назад издал книгу «Генералиссимус», посвященную Сталину. Желая подчеркнуть мудрость и дальновидность вождя, Карпов приводит «документ» — докладную записку Берии на имя Сталина, из которой следует, что 90% репрессированных в тридцатые годы... как вы думаете, кто?.. — евреи! По Карпову (который тоже претендует на «научность» своей работы), если бы не «еврейские чистки» Сталина, то и войну бы СССР проиграл, да и вообще конец света бы наступил.
Любопытно, не правда ли? В одном случае 99% палачей — евреи. В другом 90% жертв — тоже евреи. Парадокс? Нет. Все дело в том, что авторы ставили перед собой разные задачи, и евреи для них были всего лишь инструментом. Яременко с Червонием искали «ответственных» за голодомор, а Карпову евреи понадобились для демонстрации государственной мудрости Сталина...
В чем опасность статей, подобных написанной Яременко? В том, что их содержание прикрывается ученым званием автора — профессор. И это звание оказывает завораживающее действие на читателей (видимо, и Я.Загоруй попался на этот крючок). С другой стороны — печатаются они в газете, выходящей почти полумиллионным (!) тиражом.
Надо отметить, что «Сільські вісті» не одиноки. В ряде других изданий можем встретить пассажи, которые практически слово в слово повторяют фразы Яременко.
В газете «Грани-плюс» (главный редактор — социалист Юрий Луценко) от 29 сентября 2003 г. (статья «Балда с эклером») г-жа Коробова комментирует события во Львове 25сентября: «львовский эсдек(о) Шурма, которого националы вместе с наехавшим во Львов десантом Ющенко в горсовете и облсовете «утискали»,.. и, кроме прочего, жалуется на некие антисемитские проявления — я верю, что они, наверное, есть».
«Конечно, — заключает Коробова, — на слабые галицкие нервы, тонкую душу и нестойкий интернационализм дуплет антисемитско-антироссийский мог случиться...»
«Вот они (галичане. — Авт.) теперь и борются с последствиями, когда в кране нет воды... Тем более, блин, ее ж эти самые действительно выпили... Ну, не сами. Но попили». (Не напоминают ли вышецитированные слова Яременко о том, что «еврейство» «панує над українським народом, і збагачується за його рахунок»?)
Мало того, что журналист позволяет себе антисемитские высказывания, так еще и галичан какими-то люмпенами выставляет, которых любой буквально повод может спровоцировать на «дуплет антисемитско-антироссийский».
Та же Коробова 3 ноября 2003 г. («С дядей — вдоль по Питерской») рассуждает о том, что не следует, мол, политикам перед телекамерами креститься — «показуху с осенением лбов устраивать». Затем перечисляет — кому, собственно, не следует — «ни президентам, ни премьерам, ни политикам — никому». Казалось бы, никому — и все тут. Так нет, у нее имеется отдельное предостережение, особое: «Граждане евреи, вас это тоже касается!»
Или вот украинская редакция радио «Свобода» (финансируемая, кстати, правительством США), 18 августа 2003 г. Репортаж с открытия Мирового конгресса украинцев, который ведет Ганна Стецив. Среди прочего, журналистка рассказывает: «Його Святість Патріарх Філарет, зверхник УПЦ Київського Патріархату, розпочав Конгрес молитвою, де всі змовили, окрім Дмитра Табачника, звичайно, «Отче Наш»».
Спрашивается: к чему эти подчеркивания? Продемонстрировать, что есть «мы», а есть — «они»?..
Выше цитировалось «предупреждение» Яременко о том, что «...інформаційний простір України цілковито в єврейських руках...»
Ему вторит близкая к Ющенко газета «Україна молода» от 22 октября 2003 года: «...маємо натомість по-новому «совковізований» телеканал, який дехто вже воліє називати «Першим обрізаним»» (статья «Криве дзеркало УТ-1, або Чого не поділили Верховна Рада та Національна телекомпанія»). И хотя журналист оговаривается, что имеет в виду «одну партию», тем не менее употребляет именно национальные характеристики в контексте негативных высказываний в адрес телеканала.
...и всходы
А теперь вновь возвращаюсь к работе профессора Яременко. На протяжении статьи он обильно цитирует письма своих читателей. Это — отклики на предыдущие публикации Яременко по «еврейскому» вопросу. В частности, «мою публікацію в «Сільських вістях» 15 листопада 2002 року, — пишет профессор, — читачі сприйняли як потрібну і своєчасну». Более того, «у телефонних розмовах і листах до редакції газети» читатели, оказывается, «підкреслюють, що порушена проблема давно непокоїть українську націю».
И вот какие идеи овладевают людьми после чтива, которое предлагает им г-н Яременко.
Читатель из Ровно: «...я викинув телевізор на смітник, щоб не калічити свого сина тією пропагандою непотребу, розпусти, жорстокості й мерзоти, яка повсякчас звалюється на нас від тих же чужаків, які обліпили СТБ, ICTV, Інтер, «1+1», «Новий канал». І справді, немає там на що дивитися, окрім нахабних жидівських фізіономій...»
В этом месте Яременко в скобках поясняет: «Довели чоловіка до антисемітизму, деморалізували, але ще не денаціоналізували, бо патріотичний спротив порушенню прав української людини тільки посилився». (Перечитайте несколькими абзацами выше цитату из г-жи Коробовой — примерно так же она поясняла причину проявлений антисемитизма во время львовских событий.)
А вот читатель из Броваров: «Піднята проблема виживання українців на своїй Батьківщині саме в цей тяжкий час. Як же так сталося... Чому ж серед українців не знайшлось жодного депутата, який би довів до відома всьому суспільству, що останні 12 років Україною керують «жиди». Так, «жиди», бо євреї — це ті, що розбудовують свою батьківщину — Ізраїль».
Из письма, адресованного в редакцию «Сільських вістей» для Яременко: «Серед будь-якого народу є люди добрі і є сволота. Але цей народ має особливу хитрість і підступність та вміння виставити себе страдальцем» (выделено Яременко).
Или вот из Кировоградской области: «Чому українці не вимагають каяття у євреїв за людей, яких вбили Каганович, Троцький, Зінов'єв, Каменєв? За Жовтневу революцію 1917 р., голодомор 1933 р. і т. д.?» И т. д. и т. п.
И таких «листів-відгуків, — пишет профессор, — дуже багато». Но если Яременко трактует этот момент как пробуждение патриотизма и национального самосознания украинцев, то, на мой взгляд, это свидетельствует о пробуждении национального противостояния — именно такого результата (независимо от заявляемых целей) достигают подобные публикации. И на примере цитированных читательских писем это хорошо видно.
К сожалению, антиеврейские высказывания, все более откровенно и назойливо проскакивающие в СМИ, зачастую остаются без внимания со стороны наших видных политиков. А уж когда антисемитские пассажи звучат от их однопартийцев (соблоковцев) и проходят без всякой реакции — это и вовсе вызывает недоумение и наталкивает на размышления. В первую очередь: а те ли это люди, за которых они себя выдают?..
Политические лидеры должны идти на полшага впереди своего электората, служить для него примером, демонстрировать избирателю на собственных поступках и решениях свой «европейский выбор», о котором твердят постоянно.
17.11.2003 10-52
|